Электромобиль — навязанное будущее или необходимость?

Tesla Model X

Прорывными темпами электромобили входят в нашу жизнь

Как вы думаете сколько человек купит электромобиль в следующем году?

Я конечно не могу назвать точные цифры, но темпы роста рынка «электрокаров» — BEV и «подключаемых гибридов» — PHEV поражают воображение! Ниже приведу данные агентства ev-volumes.com по данным которого на сентябрь 2016 года (то есть за три квартала) уже продано 518 000 электромобилей по всему миру, и это еще нет четвертого квартала, в котором обычно происходит всплеск продаж во всей авто индустрии.

Электромобили, и темпы роста продаж

Электромобили, и темпы роста продаж за 2014, 2015, три квартала 2016

Из этой диаграммы можно увидеть внушительные темпы роста продаж по отношению к предыдущим годам, и учитывая что продажи электромобилей увеличиваются примерно на 50% в год, то вполне можно предположить увеличение продаж под миллион единиц за 2017 год.

Основные рынки

Byd Tang

Byd Tang — основной катализатор роста рынка электромобилей в Китае

Как не странно, но лидирующие позиции в темпах роста занимает Китай. Внушительные, я бы сказал взрывные для индустрии 118% роста за три квартала 2016 года, по отношению к 2015 году за аналогичный период, заставляют всю автомобильную промышленность пересмотреть приоритеты. Китай продал 43% от мирового объема электромобилей, это почти половина!

Ниже можно увидеть распределение рынка:

Доли рынка электромобилей

Доли рынка электромобилей

Во всей этой картине мне не понятен результат самой высокотехнологичной нации в мире, Япония. Эта страна можно сказать родина гибридов (в массовом производстве), и в ней не только нет роста, но и продажи упали на 13%. Возможно это как то связано с появлением на свет нового кузова Toyota Prius с весьма спорным дизайном от концепта Mirai, или причины другие, но факт остается фактом.

Toyota Prius

Toyota Prius

Модели наиболее продаваемые в мире

Tesla model X

Tesla Model X

Единственным в мире на сегодня серийным кроссовером с полностью электрической схемой остается Tesla Model X. Не смотря на дефицит производства, им удалось произвести и продать почти 16 000 автомобилей за три квартала 2016 года. Но лидером рейтинга продаж, конечно же остается Tesla Model S с более чем 40 000 проданных экземпляров.prodaji_em_2015-16-14

Наиболее продаваемые электрокары в мире

Наиболее продаваемые электрокары в мире

Стоит отметить одного из пионеров рынка чистых электрокаров Nissan Leaf, никакие скандалы и судебные разбирательства не мешают автомобилю уверенно продаваться по всему миру сохраняя темпы роста. Тем более Ниссан показал прототип нового «Леаф», и вполне возможно что с выходом в свет он переплюнет Тесла Модел С.

Электромобиль BEV Nissan Leaf

Электромобиль BEV Nissan Leaf

Новинки BEV которые взорвут рынок

Новинки BEV которые взорвут рынок в ближайшем будущем

Хочу отдельно сказать про старания GM в развитии электромобилей. Вся суть в том, что когда новая технология появляется на свет, она обходится очень дорого. Но со временем она совершенствуется и постепенно дешевеет. Так, например рынок производства аккумуляторных батарей для электромобилей дешевеет примерно на 15% в год.

Пользуясь тенденциями рынка батарей, Chevrolet анонсирует выход на свет Bolt. Это чистый электромобиль, заряжаемый от розетки, с запасом хода больше 300 км и стоимостью ниже $40 000.

Chevrolet Bolt

Chevrolet Bolt

Как можно видеть Chevrolet Bolt — это полноценный электромобиль B класса с приличной внешностью, впечатляющим запасом хода, и более менее адекватной ценой. Я склонен считать, что это возможно, новый лидер (ну или как минимум в тройке) продаж в ближайшем будущем. На сколько мне известно, автомобиль поступит в продажу в начале 2017 года, и тогда мы понаблюдаем за темпами роста продаж электромобилей.

Renault Zoe

Renault Zoe

Так же стоит отметить новичка Renault Zoe который довольно быстро вышел на приличные объемы продаж, за три квартала 2016 по миро разлетелось около 16 000 автомобилей. Приличный результат.

А что же на Российском рынке?

Российский рынок на мой взгляд, не готов к электромобилю. Так например первым BEV электрокаром прошедшим сертификацию и официально продававшемся в России стал Mitsubishi I-MIEV.

Mitsubishi I-MIEV

Mitsubishi I-MIEV — первый официальный электрокар продаваемый в России

Если честно, то еще в далеком 2011, я с другом ездил в Москву на обучение в Рольф. И там впервые познакомился с этой маленькой машинкой заряжаемой от розетки. Тогда в подвале обучающего центра, эта машина казалась чем то невообразимо дорогим и далеким. Мы понимали что это будущее, но тогда оно казалось почти не сбыточным.

Сейчас эта машина ушла с Российского рынка, как и многие другие не особо востребованные автомобили, но в моей памяти эта машина останется первооткрывателем.

Сколько электромобилей уже на дорогах?

По данным того же ev-volumes.com, чистых электромобилей катается по планете немногим больше миллиона.

Больше миллиона чистых электромобилей в мире

Больше миллиона чистых электромобилей в мире

И снова оглядываясь на темпы роста этого рынка, я уверен что удвоить этот показатель мир сможет к концу 2018 года. И подчеркну, речь идет не о гибридах, а о чистых, заряжаемых от розетки электромобилях (BEV).

Понятно что 1 000 000 машин, и даже 2 миллиона ничто по сравнению с общим количеством машин на планете. Их к слову сказать, еще в 2010 году было больше 1 миллиарда! Но тем не менее, каждый тысячный автомобиль на планете, теперь чистый электромобиль, и лично меня это радует.

Чем электромобиль лучше автомобиля с ДВС?

Всем понятно, что электромобиль в первую очередь экологически чистое средство передвижения, относительно машин с ДВС конечно. Но по мимо этого, есть и еще, белее интересные для обычного пользователя преимущества.

К примеру эффективность. ДВС имеет коэффициент полезного действия в районе 18-20%%, получается что 80% топлива мы тратим не на передвижение, а на обогрев окружающей среды. Электромотор в свою очередь имеет эффективность 90-95%%, и разница тут на лицо. Даже если перенести сжигаемое топливо в энергию и сравнить с электромобилем, то можно сказать что электромобиль экономичней в 5 раз!

Что же говорить о полезной мощности. К примеру взять один из самых массовых электромобилей Nissan Leaf, разгон этого хэтчбэка до 100 км/ч чуть больше 9 секунд. Для такого же результата современному хэтчбэку с автоматической трансмиссией необходимо иметь под капотом как минимум 2-х литровый ДВС. А на нашем рынке машины такого класса обычно с моторами 1.6, где разгон до 100 км/ч в районе 11-12 секунд.

Leaf & Focus

Leaf & Focus

Получается что имея автомобиль на электротяге мы не только экономим на топливе примерно в 5 раз, но получаем более приемистый мотор с максимальным крутящим моментом с 0 оборотов. Это на самом деле просто неоспоримое преимущество в городском потоке. Хотя субъективные ощущения при ровном разгоне другие, и многим это не нравится.

Еще одно преимущество. В одной статье, я прочитал что обычный автомобиль с ДВС, имеет около 2 000 движущихся деталей, а средний электромобиль всего около 20. Выходит так что мы очень сильно экономим на обслуживании. От обычной машины в «расходниках» остались только шины, колодки и тормозная жидкость, всё! Больше там обслуживать та нечего. Про аккумуляторные батареи говорить не приходится, потому что они обычно не обслуживаемые. Нет моторного масла, нет охлаждающей жидкости (если не считать жидкостное охлаждение батареи у некоторых электрокаров), нет трансмиссионной жидкости, да и сама трансмиссия можно сказать нивелируется в чистых электромобилях.

Заключение

Относиться к электромобилям можно по разному. Можно говорить о них с долей пафосности закатывая глаза, с гордым видом спасителя планеты, можно их ненавидеть как тетка бухгалтер в начале «двухтысячных» ненавидела компьютеры которые плотно входили в нашу жизнь и ее работу. Но в любом случае — это неизбежность. Мы в любом случае пересядем на них в не таком уж и далеком будущем. И сопротивляться этому нет причин, кроме одной — глупости.

Понятно что наша страна далека от таких новшеств, и принимаем мы все эти инновации очень туго и долго, что поделать, менталитет у нас такой. Но отвечая на вопрос в заголовке статьи, скажу что переход на электромобили — это не навязано, это на самом деле необходимость! А прохватить по автобанам на пожирателях углеводородных соединений мы сможем и через 300 лет, если доживем. Просто тогда они будут в виде раритетов давно канувших в лету.


Владеть электромобилем будет не только модно, но и выгодно, удобно и даже приятно, вот уведите!

Что же, время покажет, а я в свою очередь желаю вам оставаться всегда в курсе событий авто индустрии!

Спасибо и до встречи на дорогах!

Михаил Бугаков

Opel Ampera

Opel Ampera

VW e-Golf

VW e-Golf

Ford Focus Electric

Ford Focus Electric

MB GLE 500 e

MB GLE 500 e

BMW X5 xDrive40e

BMW X5 xDrive40e

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *